Категории каталога
Каталог / Природа и путешествия / Живая природа / Затормози для лося: сохатым приходится сталкиваться с водителями

Затормози для лося: сохатым приходится сталкиваться с водителями

Столкновения автомобилистов с американскими лосями (Moose или Alces alces) стали на Аляске, севере Новой Англии, северо-западных областях Канады и в некоторых других местах настолько распространённым явлением, что для него уже придумали термин MVC (Moose-vehicle collisions).

В одном только штате Массачусетс в течение 2004 года под колёса попали 52 американских лося, а за последние 4 года зафиксировано шестикратное увеличение количества таких инцидентов.

Уже несколько десятилетий власти, защитники животных и транспортники пытаются исправить ситуацию, но, чаще всего, безрезультатно — предупредительные знаки, кампании по привлечению внимания публики, типа наклеек на бампер "Затормозите ради американского лося" ("Brake for Moose") – не срабатывают.

В настоящее время по всей Америке проводятся различные эксперименты, включая перепроектирование дорог, использование высокотехнологических лазерных и инфракрасных устройств, разработанных для исследования космоса и систем противоракетной обороны.

"Затормозите ради американского лося. Это может спасти вашу жизнь. Сотни столкновений". Дорожный знак в штате Мэн (фото с сайта roundamerica.com).

"Затормозите ради американского лося. Это может спасти вашу жизнь. Сотни столкновений". Дорожный знак в штате Мэн (фото с сайта roundamerica.com).
"Мы ищем новые способы воздействия на водителей так же, как и новые методы управления животными, — рассказывает биолог из управления транспорта штата Мэн (MaineDOT) Джон Перри (John Perry). — Но когда в деле замешаны американские лоси, легче управлять водителем".

И вот почему. Лоси, в отличие от оленей и медведей (при столкновении с ними гибнет каждый 5-тысячный человек), отказываются пользоваться приспособлениями, созданными ради их же безопасности, к примеру, специальными тоннелями под шоссе, сделанными из гигантских труб.

Лосю, видите ли, нужен особенный переход шириной больше 30 метров. Такие переходы, как и ограждения — высота забора должна составлять около 2,5 метров — являются весьма дорогостоящими.

О других способах ниже, а сейчас – вкратце о причинах MVC. Прежде всего, необходимо отметить, что американские лоси ненавидят глубокий снег, а любят гулять по очищенным участкам, каковыми являются автотрассы. Также их привлекает соль, которая собирается у обочины.

Наиболее активны лоси в тёмное время суток — между сумерками и рассветом. При этом заметить их на проезжей части очень трудно — шерсть не отражает свет фар. Кстати, света этих фар лоси не боятся, они не будут убегать от приближающихся транспортных средств.

Вырезка из газеты с фотографией. Плохо видно, ну — и слава Богу (изображение с сайта northstar.k12.ak.us).

Вырезка из газеты с фотографией. Плохо видно, ну — и слава Богу (изображение с сайта northstar.k12.ak.us).
И вообще — поведение американского лося непредсказуемо: он запросто может выскочить перед автомобилем в последний момент. Водителю может показаться, что перед ним стволы деревьев ("Я ещё подумал, откуда взялись деревья на дороге?"), тогда как это — ноги животного.

Большое количество столкновений случается весной, когда годовалые американские лоси "отмечают" сезон спаривания. Бегущий в поисках партнёрши лось не будет останавливаться, чтобы пропустить машину.

Между тем, традиционные предупредительные знаки водители игнорируют через несколько месяцев с момента установки. Знаки, к тому же, безо всякой очевидной цели воруют.

Но, например, в том же штате Мэн идею с дорожными знаками не оставили и пробуют привлечь внимание автомобилистов тем, что знаки эти подсвечиваются именно в тот момент, когда рядом проезжает машина.

Для этого используется целое разнообразие устройств, включая инфракрасные лучи, микроволновое радио, датчики, "ощущающие" колебания почвы, и тому подобное.

Когда животное внезапно выскакивает на проезжую часть, предотвратить столкновение может только водитель. Лось, скорее всего, для этого не сделает ничего (фото с сайта mooselandtours.com).

Когда животное внезапно выскакивает на проезжую часть, предотвратить столкновение может только водитель. Лось, скорее всего, для этого не сделает ничего (фото с сайта mooselandtours.com).
В основном эти все системы отправляют команду "осветить знак", когда животное пересекает луч, или его присутствие "заметит" сенсор на дороге.

Такие системы датчиков были опробованы в 29 местах по всему миру, включая девять штатов Америки, Канаду и Швейцарию. В некоторых случаях светящиеся по приказу сенсоров знаки снизили количество столкновений с крупными животными на 80%. Не исключено, что это один из лучших способов предотвращения MVC, но ему ещё предстоит долгосрочная проверка.

А в Мэн пытаются применять и "низко-технологические стратегии", засыпая некоторые участки дорог камнями среднего размера.

В этом случае есть надежда, что "шаткая земля" под ногами заставит американского лося идти медленнее, что даст водителям больше времени, чтобы объехать животное или затормозить. В этом пока и заключается перепроектирование дорог.

В других штатах биологи пробовали отслеживать небольшие стада лосей с помощью "радио-ошейников", чтобы узнать их привычки и маршруты (о подобной системе слежки за слонами мы рассказывали). Но "воротники" ещё не проработали достаточно долго, чтобы точно оценить их эффективность.

Короче говоря, универсальных способов для предотвращения MVC человечество ещё не придумало. Некоторые эксперты уповают на прогресс в автомобилестроении. Дескать, "умный" транспорт "увидит" лося издалека (такие системы действительно появляются).

Ежегодно на дорогах гибнут сотни американских лосей. И год от года ситуация не улучшается (фото с сайта nature-photos.org).

Ежегодно на дорогах гибнут сотни американских лосей. И год от года ситуация не улучшается (фото с сайта nature-photos.org).
Однако столкновения на автодорогах – лишь часть проблемы. Ещё ведь есть дороги железные. Худший из всех год в этом отношении — период с 1989 по 1990 годы. Тогда на железных дорогах Аляски погибло 722 лося. От 500 до 1 тысячи лосей в аналогичных инцидентах на ж/д умирает каждый год.

Чтобы предотвратить столкновения, к примеру, перед поездами запускают дрезину, которая должна отпугивать животных. Эффективность так же под вопросом.

"Один из ключевых факторов, делающих столкновение с американским лосем плохой идеей — его вес и высота. Лось весит примерно столько же, сколько половина автомобиля среднего размера, его живот находится на одной линии с ветровым стеклом. Поэтому, когда лось поражён, весь его вес внезапно устремляется к голове водителя", — цитата отсюда.

В общем, получается, что лось и человек не могут ни разъехаться, ни разойтись. Животными в данном случае управлять если и возможно, то очень и очень непросто. Человеком, по идее, и впрямь легче.

У лозунга "Затормозите ради американского лося" есть продолжение — "Это может спасти вашу жизнь". Так оно, в общем-то, и есть. 70% из тех водителей и пассажиров, кто не погиб в результате столкновения, получили повреждения головы и лица, 26% имеют серьёзные проблемы с позвоночником.

Материал предоставлен: Membrana.RU - Люди. Идеи. Технологии.

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru