Категории каталога
Каталог / Общество / Реклама и общество / Алаайна: пёстрое зеркало отражает мир в рекламе и искусстве

Алаайна: пёстрое зеркало отражает мир в рекламе и искусстве

В переводе с казахского "Алаайна" означает "пёстрое зеркало". Отношение к зеркалам у "Алаайны" самое прямое, благодаря отражениям в них и формируется изображение. За разъяснениями мы обратились к автору изобретения — Нурлану Туреханову, архитектору и дизайнеру из Алматы. Вместе с Ержаном Мукеневым они развивают идею, родившуюся 2 года назад, и говорят, что сегодня "Алаайна" – продукт, готовый к выходу на мировой рынок.

— Как родилась идея "пёстрого зеркала"? Что послужило толчком, источником вдохновения?

Клаузура. Иной взгляд на обычные вещи. Нечто похожее на мозговой штурм одного человека. Так называется зарядка для мозгов у архитекторов. Каждый раз перед началом работы мы посвящаем 15 минут на то, чтобы придумать нечто оригинальное в области предметного дизайна. Это может быть кофейная чашка, настольная лампа, кресло… вообще, всё что угодно.

При выполнении очередного заказа на дизайн магазина одежды, встала задача придумать красивые зеркала. В процессе мозгового штурма возникло несколько хороших идей. В том числе "Алаайна", как мы её назвали позже. Для магазина она не подошла, но начала жить своей жизнью.

Похоже на мозаику, но не тут-то было (фото "Алаайна").

Похоже на мозаику, но не тут-то было (фото "Алаайна").
— Что касается зеркал. Из чего они сделаны? Какова технология производства?

Сейчас, когда технология производства "Алаайны" только появляется, мы используем обычное стеклянное зеркало толщиной 2-3 миллиметра.

Каждый зеркальный квадратик со стороной 2 сантиметра нарезается вручную. Затем зеркала шлифуются по бокам, чтобы избежать ненужных бликов.

В принципе, зеркальные квадратики могут быть изготовлены из любого твёрдого материала: пластика, керамики, металлов и так далее, главное, чтобы на них можно было бы добиться зеркальной поверхности, или нанести её на поверхность материала. Немаловажен и вопрос долговечности.

Зеркала при ближайшем рассмотрении отражают небо, автомобиль, дерево и некоторые цвета с палитры (фото "Алаайна").

Зеркала при ближайшем рассмотрении отражают небо, автомобиль, дерево и некоторые цвета с палитры (фото "Алаайна").
— Как устанавливаются зеркала на картине, чтобы они отражали нужный цвет? Это делается вручную?

Зеркала могут крепиться клеем, как обычная мозаика, правда, в этом случае очень трудно ориентировать их в нужном положении. Первый наш опыт был именно таким. Это было проще всего, чтобы понять, жизнеспособна эта идея или нет. Оказалось – да.

Портрет Моны Лизы изготовлен уже по более мудрёной технологии. Основа экрана сделана из ПВХ (поливинилхлорид), листа, перфорированного через каждые 2 сантиметра отверстиями диаметром 8 мм, и закреплена на жёсткой раме. К каждому зеркальцу приклеивается полусфера, выточенная из того же ПВХ, в центр которой вкручивается шуруп. Получаются грибочки с зеркальной шляпкой.

В фокусной зоне, откуда будет видно картину, устанавливается прожектор. У нас есть под рукой отпечатанный на принтере образец заданной картины с пронумерованными квадратиками. Напротив картины устанавливается палитра с пронумерованными цветами. Манипулируя ножкой грибочка, установленного в отверстии, направляем зайчик от прожектора на палитру с нужным номером и в итоге получаем отражение нужного нам цвета в нужном месте. Зеркало фиксируется клеем к основе, шуруп выкручивается. Изготовление "Джоконды" заняло около 40 дней. Работали 2 человека.

На этой схеме хорошо видна палитра, из которой маленькие зеркала "набирают" Мону Лизу (иллюстрация "Алаайна").

На этой схеме хорошо видна палитра, из которой маленькие зеркала "набирают" Мону Лизу (иллюстрация "Алаайна").
— Что отражается в зеркалах прототипа, изображающего "Джоконду"? Есть подозрения, что это должна быть внушительная конструкция из щитов разных цветов — так ли это?

В зеркалах "Джоконды" отражается палитра из 30 цветов. Каждый цвет – это бумажный квадрат со стороной 14 см, наклеенный на щит. Каждый цвет повторяется 3 раза. Итого: 90 квадратиков на двух щитах.

Общая площадь щитов равна площади самой картины. Палитра стоит на расстоянии 3 метра перед картиной. Зона фокуса в 7-8 метрах. Для того, чтобы картина была более сочной, её следует устанавливать ориентированной лицом на север, с тем, чтобы поверхности, с которых берётся цвет, были ярко освещены солнцем, а сама зеркальная картина оставалась в тени.

"Джоконда" составлена из 3,5 тысяч отражений 30 оттенков. Сбоку этого, разумеется, не видно — не в фокусе (фото "Алаайна").

"Джоконда" составлена из 3,5 тысяч отражений 30 оттенков. Сбоку этого, разумеется, не видно — не в фокусе (фото "Алаайна").
— Вы называете "Алаайну" новым видом декоративно-прикладного искусства. Каковы, по вашему мнению, перспективы у этого вида? Как он будет развиваться?

То, что это новый вид изобразительного искусства, не вызывает у меня никаких сомнений. "Алаайна" позволяет получить изображение? Назовите мне какой-нибудь способ передачи визуальной информации (изображения), который не стал искусством. А вот насчёт перспектив развития… не могу загадывать. Хотя было бы интересно взглянуть на "Алаайну" из 1 миллиона платиновых зеркал на одной из стен небоскрёба. Мы бы увидели великолепную картину, растворяющуюся в мгновенье ока, мерцающую как мираж в пустыне.

— Честно говоря, "Алаайна" в качестве средства рекламы вызывает некоторые сомнения. Помогите их развеять. Что, по-вашему, делает технологию "пёстрого зеркала" привлекательной для рекламодателей и вообще — эффективной для продвижения марок, продуктов или услуг?

Прежде всего, это, конечно, загадочность или даже таинственность новой технологии. Уверен, то, что может быть увиденным только с одной точки, и больше ниоткуда – будет обязательно увиденным. Это обязательно увидят и будут передавать, и рассказывать друг другу так же, как в своё время говорили о фотографии, синематографе, телевизорах, и так далее.

Ну, и потом, огромное панно, состоящее из тысяч зеркал, переливающихся как ртуть, само по себе зрелище завораживающее.

Возможный вид "Алаайны" во Флоренции: "Джоконда" из 52 тысяч зеркал по 4 квадратных сантиметра каждое. Фокусная зона находится только в центре площади, так что одновременно эту картину могут наблюдать лишь несколько человек (иллюстрация "Алаайна").

Возможный вид "Алаайны" во Флоренции: "Джоконда" из 52 тысяч зеркал по 4 квадратных сантиметра каждое. Фокусная зона находится только в центре площади, так что одновременно эту картину могут наблюдать лишь несколько человек (иллюстрация "Алаайна").
— И всё-таки установленный в городе рекламным щит по технологии "Алаайны" вызывает массу вопросов. — Обычный билборд тем привлекателен для рекламодателя, что его хорошо видно с разных сторон. "Алаайна" же обладает лишь одной фокусной точкой. Вы думаете, это не отпугнёт клиентов?

Нет, не отпугнёт, и ответ на ваш вопрос содержится в самом вопросе. Вы применили словосочетание "обычный билборд". Никто у вас не спросит: "А видели ли вы билборд на Пушкинской, и что на нём изображено?". Никто уже не будет обсуждать в компаниях ни один билборд. Все средства визуального воздействия билборда исчерпаны. Они уже никому не интересны, и информация с них запоминается (если запоминается) после длительного и многократного (читай, надоедливого) воздействия. Всё новое становится старым, и "Алаайне" тоже не избежать этого, но это потребует достаточно много времени, гораздо больше, чем билбордам. Билборд воспринимается как увеличенный газетно-журнальный модуль. Каждый день каждый из нас видит их сотнями и тысячами. Что вы сможете вспомнить из того, что вы видели на прошлой неделе?

"Алаайна" не будет иметь газетно-журнальных аналогов, поскольку это невозможно, а, следовательно, не будет эффекта привыкания. Легко можно сделать электронную версию "Алаайны" для Интернета, и это тоже будет забавным.

Так реклама с технологией "Алаайна" могла бы выглядеть на оживлённом перекрестке в Нью-Йорке. В фокусной точке зрители увидели бы щит Coca-Cola, во всех остальных — "цветной шум" (иллюстрации "Алаайна").

Так реклама с технологией "Алаайна" могла бы выглядеть на оживлённом перекрестке в Нью-Йорке. В фокусной точке зрители увидели бы щит Coca-Cola, во всех остальных — "цветной шум" (иллюстрации "Алаайна").
— Как нам представляется, если маленькое зеркало направить на городской пейзаж и посмотреть в него с расстояния в несколько шагов (расстояние, с которого люди обычно рассматривают рекламные щиты), то можно увидеть лишь крошечный кусочек некой типичной городской обстановки, то есть, нечто усреднённо-серое. Не получится ли так, что в реальной среде, где нужно будет поставить такой рекламный щит, в вашем распоряжении окажется всего два цвета — голубое небо и серо-коричневый (дома)?

Одно крошечное зеркало, может, и даст вам серый цвет, но по одному зеркальному пикселю трудно представить всю картину. У вас будет не больше восторга и от одного мазка кистью, даже если она была в руках у Леонардо да Винчи. И, понятно, что трудно добиться многоцветного изображения в любом месте. Метод требует особого подхода к выбору места и условий. Что касается цвета, то достаточно одного участка окрашенной поверхности размером с пачку сигарет на расстоянии 5 метров от зеркал, чтобы получить 5-6 квадратных метров отражения этого цвета в фокусную точку.

Но даже если в нашем распоряжении будет только 2 цвета, этого достаточно для монохромных и графических изображений.

Это уже потенциальный вид Китая. "Алаайна" здесь — орнамент на небоскрёбе с надписью "Aurora" (иллюстрация "Алаайна").

Это уже потенциальный вид Китая. "Алаайна" здесь — орнамент на небоскрёбе с надписью "Aurora" (иллюстрация "Алаайна").
— Мы полагаем, что в реальном городе никто не позволит перекрашивать целые здания, чтобы обеспечить нужной гаммой цветов "зеркальную рекламу". Маловероятно также, что удастся получить разрешение на монтаж разноцветных щитов напротив "Алаайна". Откуда тогда возьмётся красный (а это основной цвет для многих логотипов известных компаний)? А зелёный? Ведь не в любом месте города есть деревья.

А мы полагаем, что в реальном городе, и даже таком, как Флоренция, мы можем получить разрешение на перекраску фасадов домов. Объясню. Флоренцию ежегодно посещают 11 миллионов туристов со всего мира. Каждый турист оставляет (тратит) в городе в среднем 98 евро в день (официальные данные). 70 процентов из них остаются ночевать.

Если власти города решат вернуть себе Джоконду в "Алаайне" размером в 100 раз большую, и разместить её на одной из главных площадей, то туристическая привлекательность города вырастет. Пусть всего на 1%. Вы легко можете посчитать, что счёт идёт на десятки миллионов евро ежегодно. А если устроить галерею по всему городу? И кто после этого будет держаться за фасад?

Тем более, что речь не идёт о том, что надо выкрасить историческое здание в розовый цвет, мы говорим лишь о реставрации фасадов, и небольшой корректировке цвета. Нет необходимости превращать фасад дома эпохи Возрождения в цветную шахматную доску. Фасад останется фасадом, и вы даже не заметите изменений.

— Нечасто рекламные щиты устанавливаются в городе поодиночке. Обычно они "кучкуются" в определённом людном месте. Любопытно, как в такое скопление может вписаться "зеркальная реклама"? Допустим "Алаайну" можно настроить, чтобы зеркала брали цвета с других рекламных щитов, но они ведь со временем меняются.

Тут несколько другой подход к рекламе. В виду того, что "Алаайна" является достаточно дорогим видом рекламы, то и кучковаться с билбордами она не будет. Нет смысла устанавливать её в тех местах, где стоят билборды, как нет смысла парковать на ночь "Бентли" во дворе среди "Жигулей"... Это особый, дорогой вид. Его не может быть много. Время его работы как рекламоносителя в десятки раз превышает время работы обычного билборда. Подход к рекламе в "Алаайне" тоже отличен от принципов рекламы на баннерах. В "Алаайне" нет необходимости изображать сам рекламируемый предмет. Можно сделать копию работы Иванова "Явление Христа народу" размером в 1 тысячу квадратных метров с фокусной зоной, отстоящей от экрана на 150 метров в центре огромной площади. А в уголке повесить логотип. Уверен, что эта новость пройдёт по всем СМИ всего мира. Бесплатно.

Море волнуется два. Сколько понадобится зеркал, чтобы волны появились на таком здании, и думать не хочется (иллюстрация "Алаайна").

Море волнуется два. Сколько понадобится зеркал, чтобы волны появились на таком здании, и думать не хочется (иллюстрация "Алаайна").
— Также интересно, как такой щит будет выглядеть зимой, когда деревья сбрасывают листья, а небо, чаще всего, бывает серым от сплошной облачности?

Это даже здорово, что "Алаайна" будет жить вместе с природой. Конечно, мы не будем использовать зелёный цвет там, где он может навредить основному замыслу, а наоборот, всегда найдётся что-то, что, поменяв цвет, станет ещё интереснее. Ну и небо, оно будет использоваться так же для изображения неба.

— Есть ли вообще какие-то ограничения на рекламное изображение, которое может заказать клиент? Что если рекламодатель захочет применить редкие цвета?

Нет никаких ограничений. Причём это единственный способ, при котором мы можем получить самое достоверное изображение солнца. Оно будет слепить!

— Слепить? А не кажется ли вам, что если даже один из элементов изображения в определённый момент времени будет слепить водителей проезжающих мимо машин, это может быть опасно?

Как я уже говорил выше, картина должна быть направлена лицом на север, и поэтому слепить она не будет. В том случае, когда нам на картине нужно солнце, то оно появится там уже "реотражённым" от выпуклого зеркала, и если оно и будет кого-то слепить, то уж никак не более, чем оконные, лобовые, витринные и прочие стёкла в городской среде.

Для справки: Нурлан Туреханов родился 22 сентября 1964 года, в 1989-м закончил Алматинский архитектурно-строительный институт (фото "Алаайна").

Для справки: Нурлан Туреханов родился 22 сентября 1964 года, в 1989-м закончил Алматинский архитектурно-строительный институт (фото "Алаайна").
— Уже наличие английской версии вашего сайта говорит о том, что "Алаайна" нацеливается на зарубежье. Это так?

Да, это так. Это действительно новый вид изобразительного искусства, а оно и должно принадлежать народу. Всем народам.

— Ну и каков же порядок цен?

Квадратный метр картины из пикселей в 4 квадратных сантиметра, сделанных их обычного стеклянно-алюминиевого зеркала, обойдётся заказчику в сумму от 3 до 5 тысяч евро. Это без накладных.

— Напоследок принято спрашивать о ближайших планах на будущее, вот мы и спрашиваем.

В сентябре, с 21 по 24 число, мы принимаем участие в выставке 100% Design в Лондоне. Место А-41.

— Что ж, если будем в британской столице или у вас, в Алматы, обязательно зайдём постоять в фокусной точке. Спасибо за ответы, и удачи вам!

Материал предоставлен: Membrana.RU - Люди. Идеи. Технологии.

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru