Категории каталога
Каталог / Компьютеры / Компьютерные игры / ATARI и её синусоидальная хроника. Часть вторая

ATARI и её синусоидальная хроника. Часть вторая

В январе 1979 года компьютеры ATARI 400 "Candy" и ATARI 800 "Colleen" были продемонстрированы на зимней выставке Consumer Electronics Show (CES).

Кроме того, до товарищей из Warner Communications, наконец, доходит, что домашние игровые консоли можно продавать не только под Рождество, и теперь продажи ведутся круглогодично. Спрашивается, где они были раньше?

Приблизительно тогда же появляется знаменитая игра Space Invaders, разошедшаяся по всем возможным платформам. Спустя год ATARI выпустит её для домашней консоли.

В том же году выходят знаменитые аркадные игры: Lunar Lander, которую до сих пор под разными названиями клонируют, а также Asteroids, обогнавшую по популярности Invaders from Space на аркадных автоматах.

Рей "Царь" Кассар — сторонник авторитарного метода правления.

Рей "Царь" Кассар — сторонник авторитарного метода правления.
В Lunar Lander впервые была использована векторная графика. За год продано 400 тысяч консолей VCS, доходы — $200 миллионов, прибыль — $19 миллионов.

Однако всё это великолепие омрачено внутренними конфликтами: очевидно, в целях укрепления собственной власти исполнительный директор Кассар выставил из компании ряд инженеров с мотивировкой "нервные слишком, много о себе думают". Оставшиеся в компании разозлены и сильно.

25 апреля 1980 года на свет появляется компания Activision — угадайте, кто её основал? Правильно, уволенные инженеры ATARI — Дэвид Крейн (David Crane), Алан Миллер (Alan Miller), Боб Уайтхед (Bob Whitehead) и Ларри Каплан (Larry Kaplan).

Кассар в гневе. Ему совершенно не нужны конкуренты под боком, тем более такие близко знакомые. ATARI подаёт иск против Activision за использование внутренней информации и нарушение договора о неразглашении коммерческой тайны.

В тот же год на свет появляется знаменитая Battlezone — апокалиптический симулятор танка с каркасной векторной графикой, первая аркада с видом от первого лица. Мы о ней уже писали.

ATARI 800, представленный одновременно с ATARI 400.

ATARI 800, представленный одновременно с ATARI 400.

Самое забавное, что элементы этой игры были потом использованы в одноимённом фантастическом симуляторе лунного танка. Причём игру выпустила именно компания Activision, процветающая и в наше время.

Для ATARI Battlezone была довольно крупным успехом: продано 75 тысяч игр.

Финансовый рост стремителен: с $19 миллионов сразу до $77 миллионов операционной прибыли всего за один год. Доходы — $415 миллионов. Доля ATARI в прибылях Warner Communications составляет одну треть, и её называют самым быстрорастущим предприятием за всю историю Америки.

В 1981 году ATARI анонсирует два "чуда техники" — голографическую игровую систему Cosmos и беспроводную версию ATARI VCS.

Но им не было суждено появиться. В дальнейшем ATARI постоянно оказывалась в неудобном положении из-за своего оборудования.

Так, например, проблемы с совместимостью нового компьютера ATARI 1200XL, выпущенного в 1982 году, заставили поклонников аркад табунами бежать в магазины и скупать ATARI 400 и ATARI 800, пока их не сняли с производства.

Ещё серьёзнее оказался скандал вокруг выпущенного в том же 1982 году компьютера ATARI 5200. По сути это был всё тот же ATARI 400 в новой упаковке. Однако внутреннее соперничество между подразделениями вылилось в несовместимость оригинальной модели и её клона.

А в 1987 году ATARI анонсирует XE Game System (XEGS), игровую консоль на базе выпущенного двумя годами ранее компьютера 65XE. Критики без устали пинали производителя за использование аппаратной части пятилетней давности и столь же "древних" игр.

ATARI XE Game System. Разругана за моральную устарелость.

ATARI XE Game System. Разругана за моральную устарелость.

Был также проект ATARITEL — в компании собирались создать телекоммуникационное подразделение, но и эта затея провалилась.

В общем, с железом ATARI не везло клинически.

Не слишком ей повезло и с руководством: господин Кассар вёл себя совершенно авторитарно, а это весьма негативным образом сказалось на всём управленческом звене. Текучесть кадров в правлении превысила разумные пределы, и при этом некому было поставить Кассара на место.

В то же время, снизилось качество разработок самой ATARI, из-за чего репутация компании начала портиться, как подбитое яблоко.

А в начале декабря начался локальных масштабов апокалипсис.

7 декабря в 14:41 по Восточному времени Рей Кассар продаёт 5000 акций Warner стоимостью $250 тысяч.

Спустя полчаса Warner объявляет о 10% росте прибылей по сравнению с предыдущим кварталом. А ждали 50%. Виноватыми сразу назначили низкие продажи ATARI — в связи с задержкой выпуска многих игр и возросшей конкуренцией.

Аркада Lunar Lander.

Аркада Lunar Lander.
8 декабря акции Warner падают на 33% — это катастрофический обвал. Дилеры выстраиваются в очередь — расторгать договоры. 9 декабря акции падают в цене ещё на 7%.

А 14 декабря Рей Кассар и вице-президент Деннис Грот (Dennis Groth) попадают под следствие за злоупотребления инсайдерской информацией. Инвесторы Wall Street отворачиваются от ATARI и Warner.

Годичные продажи ATARI достигли $203 миллионов, но доходы очень низки. По рынку начинают ползти слухи о грядущем крушении видеоигровой отрасли.

В 1983 году опять истерические телодвижения: уволено 600 человек, перевод производственных мощностей на Тайвань и в Гонконг, закрытие фабрики в El Paso.

Четырнадцать грузовиков нераспроданных консолей вывезено на свалку в Нью-Мехико и закатано в бетон. ATARI уверяет, что игры были дефективными...

Зато создаётся подразделение AtariSoft, которая занимается созданием игр для конкурирующих игровых консолей.

Этот же год отмечен наихудшим кварталом за всю историю Warner — потери исчисляются суммой $283,4 миллиона.

Комиссия по биржам и ценным бумагам США напрямую обвиняет Кассара в злоупотреблении инсайдерской информацией и извлечении прибыли с её помощью. Кассару удаётся выйти почти что сухим из воды, не признавая вины (но и не отрицая её) — он просто отдал полученные с продажи акций деньги.

ATARI теряет за год $536 миллионов. Ходят слухи о том, что ежедневные потери составляют $2 миллиона, а аналитикам только это и надо. Прогнозы, естественно, поганые, и это ещё ухудшает положение и ATARI и Warner.

Неудивительно, что в 1984 году появляются слухи о том, что Warner пытается продать ATARI. В то время, однако, произошли серьёзные изменения и в руководстве, и в структуре компании.

Уволенный из Commodore Computers президент и основатель этой компании Джек Трэмиел (Jack Tramiel) выкупает у Warner подразделения домашних компьютеров и домашних видеоигр ATARI Inc., и переименовывает их в ATARI Corporation. 51% акций, то есть, контрольный пакет, принадлежит семье Трэмиелов, 25% остаётся у Warner Communications, остальное — в свободном обороте.

Джек Трэмиел (второй справа) со своими сыновьями.

Джек Трэмиел (второй справа) со своими сыновьями.

Кроме того, у Warner остаётся подразделение игровых автоматов (аркад) ATARI, которое переименовывается в ATARI Games.

Трэмиел указал на дверь сразу тысяче работников ATARI Corp., в том числе недавно назначенному исполнительному директору Джеймсу Моргану (James Morgan), и сам занимает его пост, а своего сына делает президентом.

Собственно говоря, он собирался сделать из ATARI Corp. компьютерную компанию, и потому, когда Nintendo предложила начать продажи своей консоли Farmicom под маркой ATARI, Трэмиел отказался.

Nintendo всё равно вышла на американский рынок, причём самостоятельно, и быстренько подмяла его под себя.

В конце 1984 года ATARI объявляет о планах по выпуску недорогих 8-битных компьютеров, наряду с новыми 16 и 32-битными машинами. Трэмиел лелеет тщеславные мечты стать серьёзным конкурентом IBM PC и Apple Macintosh.

Окончание следует.

Материал предоставлен: Membrana.RU - Люди. Идеи. Технологии.

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru