Категории каталога

Стажируйся!


Как начать карьеру в крупной компании, если за плечами нет ни опыта, ни связей, ни даже "корочки" о законченном высшем образовании? Это вопрос, волнующий многих студентов. Ответ на него, как ни странно, прост - начать со стажировки.

Ежегодно целеустремленным студентам 3-5 курсов вузов предоставляется возможность получить опыт работы в крупных компаниях. С наступлением весны открывается конкурсный набор кандидатов на программы стажировок. Длятся они, как правило, от 3 до 6 месяцев, и бывают как оплачиваемыми (причем зарплата практиканта сравнима с окладами специалистов), так и бесплатными.

Бесплатные стажировки в нашей стране не очень распространены. Не платить студенту за его работу позволяют себе лишь очень крупные компании с громкими именами, такие, например, как Coca-Cola, куда рвутся толпы ради одной только возможности "прикоснуться к Великому". В большинстве же компаний (в том числе известных) стажерам платят зарплаты.

Зачем нужно стажироваться


Все плюсы от прохождения стажировки и перечислить сложно.

  • Во-первых, это отличная возможность получить представление об организации работы в крупной компании, попробовать свои силы на профессиональном поприще.
  • Во-вторых, - приобретение бесценного опыта по будущей профессии, который будет полезен, даже если по окончании стажировки вы не получите предложения о постоянной работе в этой фирме.
  • В-третьих, это шанс начать карьеру в солидной организации. При этом стоит обратить внимание на два момента: крупные компании любят молодых специалистов за возможность "с пеленок" прививать им корпоративную культуру и стандарты работы. И предпочитают продвигать на высокие посты своих сотрудников, уже впитавших корпоративных дух, а не брать людей со стороны. Если учесть эти аспекты, получается, что юный и талантливый воспитанник-стажер приобретает прямо-таки осязаемые перспективы процветания.

Куда податься?


Компаний, организующих стажировочные программы довольно много. Большинство из них рассчитано на студентов финансовых, технических, химических или пищевых вузов. Найти подробную информацию о стажировках можно на сайтах www.e-graduate.ru, www.career.ru. Или непосредственно на сайтах компаний, регулярно предлагающих такие программы:

Существуют также программы стажировок за границей, о которых можно узнать на сайтах interair.ru, sabitprogram.org, ey.com

Что вас ждет


Процесс отбора практикантов пустяковым не назовешь. Представители компаний стараются разглядеть в мальчиках и девочках, сидящих перед ними, юных гениев, будущих "золотых" специалистов. Сделать это непросто, поэтому кандидатов подвергают ряду серьезных испытаний. Из большого количества претендентов поэтапно отбираются лучшие, и в финале остается несколько человек, которых и принимают на стажировку.

Первой из этих ступеней отбора является заполнение анкеты-заявки на сайте компании или в кадровом агентстве...

Что происходит вслед за этим? На этот и ряд других животрепещущих вопросов отвечает Наталия ВАСИЛЬЕВА, старший консультант кадрового агентства Graduate, специализирующегося на трудоустройстве молодежи.

Чем крупной компании выгодно привлечение студентов-стажеров?

Сегодня одна из сложностей для компаний-работодателей - огромная конкуренция на рынке труда. Привлечь выпускника вуза, готового специалиста - задача не из легких. Поэтому основная цель, которую преследуют стажерские программы, - формирование потенциального фонда работников. Специалистов привлекают еще на этапе их обучения в вузе, чтобы выпускники после прохождения практики остались в компании. Кроме того, стажировки дают работодателю возможность оценить студента в процессе работы, увидеть, как он проявляет себя. И, наконец, дать ему необходимые знания, чтобы выпускник начал свою трудовую деятельность уже с некоторым багажом опыта работы в компании.

Часто ли выпускники по окончании стажировки остаются в компании на постоянную работу?

Как правило, так и происходит. Именно в этом, в первую очередь, и заключается цель стажерских программ.

Как проходит отбор на стажерские позиции?

В несколько этапов. Инструменты отбора и количество этапов зависят от компании, в которой студент желает пройти стажировку. Как правило, это, во-первых, тестирование - на уровень IQ, наличие аналитических способностей, умение работать с информацией. Во-вторых, собеседование. И, в-третьих, групповые формы оценки (например, ролевые игры, дискуссии и т.д.), которые выявляют способность кандидата работать в команде, умение убеждать других, отстаивать свою точку зрения, слушать собеседника и т.д.

Сколько времени длится отбор - от момента подачи заявки до самого выхода на стажировку?

Тут тоже не существует общих сроков - все строго индивидуально для каждой компании. Но, как правило, отбор на стажерские позиции начинается заранее. К примеру, на летние стажировки, стартующие 1 июня, в некоторых компаниях прием заявок уже открыт. Такие сроки объясняются тем, что компании стараются подстраховаться - не исключено, что если начать отбор позже, лучшие кандидаты уже будут заняты.

Чем стажировка отличается от любой другой летней работы по специальности?

Найти работу по профилю на лето довольно проблематично: временных контрактов по специальности не так много: большинство позиций предполагает постоянную занятость. Кроме того, поскольку стажерские программы имеют целью привлечь студента надолго, ему стараются дать максимальный объем знаний. Когда же специалиста принимают на ограниченный срок, в его обучение не вкладывают столько усилий.

Каков конкурс на стажерские позиции?

В среднем на стажировку в одной компании поступает от 300 до 700 заявок. После всех этапов отбора место стажера в компании получают от 5 до 30 человек.

По каким критериям происходит отбор кандидатов, если изначально студенты находятся в равных условиях: у них нет опыта работы по профессии, все учатся на последних курсах вузов, имеют примерно один и тот же уровень теоретической подготовки?

При отборе кандидатов на стажерские позиции работодатели не обращают внимания на опыт работы по профессии, так как у кандидатов его априори нет. Да и странно было бы ожидать наличия опыта у студентов. Поэтому смотрят на личные качества и потенциал развития.

Наиболее частые требования к кандидатам на стажерские позиции: умение планировать свое время, взаимодействовать в команде, стремление к профессиональному развитию и обучению. Иногда обращают внимание на успеваемость кандидата в вузе, его оценки по профпредметам.

Имеет ли значение при отборе "именитость" вуза?

Как правило, нет. Кандидаты разных вузов при отборе находятся в одинаковых условиях. Но большинство компаний для закрытия своих вакансий выбирают профильные учебные заведения, в которых проводят специальные рекламные компании по привлечению студентов. Учащиеся этих вузов изначально больше иноформированы о программах стажировок, и, как следствие, число заявок от студентов этих вузов преобладает. На самих же испытаниях все претенденты находятся в равных условиях.

Финальные напутствия


Говорить о профессиональных аспектах со студентами, не работавшими по специальности, рановато, поэтому рекрутеры и представители компаний, задают вопросы, касающиеся планов кандидата на будущее. По словам Наталии Васильевой, одной из наиболее частых ошибок, встречающихся на собеседовании, является неумение четко обосновать свою заинтересованность в данной стажировке. Поэтому в качестве подготовки к собеседованию, можно порекомендовать продумать ответ на этот и подобные вопросы (например, кем вы видите себя в компании через пять лет). А также найти в интернете информацию о деятельности компании и тщательно ее изучить.

Мария МАКСИМОВА

Материал предоставлен: Издательский дом РДВ Медиа
Автор: "Работа для вас"

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru