Категории каталога
Каталог / Интернет / Электронный банкинг / Что мешает развитию интернет-банкинга

Что мешает развитию интернет-банкинга

ЯРОСЛАВ ВАХИТОВ (www.NetTrader.ru)

Источник: Финансовые Известия

Сегодня услугами интернет-банкинга в России пользуются 40-50 тыс.человек. Для того чтобы понять, насколько невелика эта цифра, заметим,что только в Москве число пользователей интернета с доходом от $1500 вмесяц составляет не менее 700 тысяч. Банков, которые декларируютинтернет-сервис, - сотни, а тех, кто реально обслуживает с помощью сетифизических лиц, - меньше десятка. В чем же причина такого разнобоя вцифрах?

Интернет-банкингпозволяет частным лицам в любое удобное время суток семь дней в неделю,365 дней в году из любой точки земного шара совершать большинствобанковских операций: проводить безналичные внутри- и межбанковскиеплатежи, открывать счета, осуществлять коммунальные платежи, покупать ипродавать валюту, размещать свободные средства на срочном вкладе,получать выписки по счетам и пользоваться другими услугами. Например, вБанке Москвы через интернет можно заказать дорожный чек, а в Ситибанкеознакомиться с индивидуальным графиком платежей по кредиту. При этомнет необходимости в неудобное, как правило, рабочее время ходить вотделение банка, от руки заполнять платежки и стоять в общей очереди.Но несмотря на общие задачи и принципы, в разных банках интернет-сервисбывает разным.

СКОЛЬКО БАНКОВ, СТОЛЬКО И ВЕРСИЙ

"Тяжелую"версию интернет-банкинга, например, предлагает Автобанк-НИКойл, гдепользователю нужно на свой компьютер установить программу и подключитьк системному блоку компьютера специальный адаптер. Каждый раз дляподтверждения проведения какой-либо операции нужно прислонять к этомуадаптеру электронную "таблетку", похожую на ту, что используется длязамка подъездного домофона. Проблема может возникнуть при установкепрограммы на рабочем месте в офисе, где администраторы сети запретятоткрывать IP-порты.

"Легкая" версия предлагается Ситибанком,где пользователю системы для доступа к своим счетам нужно всего лишьзайти через интернет на сайт Ситибанка и ввести номер своей банковскойкарты и ПИН-код.

В Гута-банке и в Альфа-банк Экспресс клиентамна выбор предлагается несколько вариантов систем доступа. Более простой- система на основе сессионных ключей, когда для проведения каждойоперации пользователем вводится отдельный ключ (последовательностьсимволов) в соответствии с запрашиваемым системой номером. Болеесложный и безопасный доступ - система на основе электронной цифровойподписи, которую пользователь сохраняет на удобном для себя носителе(компьютер, дискета, CD или флеш-карта) и использует его для подписиотправляемых в банк распоряжений.

ТАРИФЫ - ВЫГОДНЫЕ И НЕ ОЧЕНЬ

Частопользователи интернет-банкинга получают более выгодные тарифы.Например, в Ситибанке проведение платежа через отделение обойдется в100 руб., а через интернет - всего в 10 руб. А в Автобанк-НИКойлспециально для пользователей интернет-банка введен вклад "Флеш", ставкапо которому выше, чем для клиентов отделений. Такое положение вещейнеудивительно, банки как бы делятся с клиентами своей более высокойприбылью, связанной с экономией на обслуживании интернет-клиентов.

Чтокасается тарифов на интернет-банкинг, от банка к банку они сильноотличаются и обычно включают в себя три составляющие: плата заподключение, абонентская плата и комиссии за проведение разного родаплатежей. Плата за подключение все реже используется банками ивзимается преимущественно за предоставление технических составляющихсистемы. Абонентская плата практикуется всеми банками, но только вАльфа-банк Экспресс и Ситибанке эта плата взимается не за услугуинтернет-банкинга, а за пакет услуг, включающий помимоинтернет-банкинга пластиковую карту. Комиссия за проведение платежейобычно включает процент от суммы платежа, но не менее определеннойбанком минимальной суммы. Например, в Гута-банке такая комиссиясоставляет 0.2%, но не менее 5 рублей и не более 200 рублей.

Сравнитькомиссионную составляющую тарифов можно на конкретном примере платежей.Мы взяли пять регулярных платежей: плата за доступ в интернет, оплатамобильной связи, жилищно-коммунальные услуги, абонентская плата МГТС,плата за электричество в Мосэнерго.

УПУЩЕННЫЕ МИЛЛИОНЫ

Внастоящее время количество пользователей интернет-банкинга в Россииоценивается на уровне 40-50 тыс. человек. Для сравнения, в Wells Fargo(США) через интернет обслуживается 4.2 млн. человек, в Swedbank(Швеция) - 1.5 млн., в Nordia (Финляндия) - 1.2 млн., в First direct(Великобритания) - более 1 млн. Только "ING Direct" - бренддистанционного обслуживания банка ING (Нидерланды) при выходе на рынокВеликобритании за 6 месяцев приобрел 250 тыс. новых клиентов. Что жемешает развитию интернет-банкинга для частных лиц в России?

Принятосчитать, что развитию интернет-банкинга мешает ряд факторов, средикоторых: недоверие населения к банкам, низкий уровень доходовнаселения, техническая неграмотность населения и недостаточноепроникновение интернета. Но наши расчеты показывают, что только вМоскве - не менее 700 тыс. пользователей интернета с доходом от $1500.Охват хотя бы 20% из них принес бы банкам миллионы долларов ежегоднойдополнительной прибыли от безрисковых комиссионных операций,абонентской платы, а также кросс-продаж других банковских услуг,потребность в которых у клиентов возникает уже в процессе обслуживания.

На самом деле есть и другие, более значимые факторы сдерживанияразвития интернет-банкинга: низкая привлекательность услуги дляклиентов и отсутствие должного внимания к продвижению интернет-банкингасо стороны самих банков. Во многих интернет-банках нет шаблонов дляпроведения коммунальных платежей, не установлены договорные отношения спопулярными компаниями - получателями розничных платежей, послевнедрения новой услуги элементарно не печатаются буклеты и должнымобразом не информируются клиенты. Простой пример: на протяжении двухлет владельцы банковских счетов могли совершать безналичную оплатутоваров и услуг без налога с продаж, но никто, кроме, пожалуй,Гута-банка, не доводил этого важного преимущества до сведения своихинтернет-клиентов.

Какие перспективы у интернет-банкинга в России?

Михаил ЛАПУШИНСКИЙ, руководитель интернет-проекта Банкир.ру:

-Интернет-банкинг - один из ярких примеров применения новых технологий,позволяющий перевести банковское обслуживание на новый качественныйуровень. Ведь речь идет не просто о новой форме обслуживания клиентов.Это совершенно другой подход к банковскому делу - все равно чтодвигатель внутреннего сгорания по сравнению с паровой машиной.Значительно быстрее, надежнее, удобнее и безопаснее, чем раньше.Особенно актуальным и востребованным становится интернет-банкинг впроцессе развития рынка розничных услуг. Вообще темп жизни ускоряетсянастолько, что скоро многие клиенты банков почувствуют необходимостьиметь круглосуточный доступ к управлению своими финансами. Я думаю, вближайшем будущем этой технологии предстоит стремительное продвижение всфере банковского бизнеса.

Олег СКВОРЦОВ, руководителькомитета по информационным и интернет-технологиям Ассоциации российскихбанков, председатель правления "Финансовые Известия0":

-Интернет-банкинг как одно из направлений банковского дела имеет большойпотенциал для дальнейшего развития и широкие перспективы. Учитываястремительное развитие высокотехнологичных банковских продуктов новогопоколения, я считаю закономерными планы развивать интернет-банкинг каквиртуальный финансовый супермаркет банковских продуктов для физическихи юридических лиц. Речь, в сущности, идет о создании полноценногоэлектронного офиса с возможностью проведения через интернетвсевозможных финансовых операций. На мой взгляд, в дальнейшем системыинтернет-банкинга превратятся в единое виртуальное пространствофинансовых услуг и продуктов - необходимое и удобное как для частныхлиц, так и для огромных компаний.

Как люди используют услуги Интернет-банкинга

Андрей ВАНИН, руководитель департамента расчетов и дистанционного обслуживания Гута-банка:

-
Одиниз наших клиентов поехал на отдых в жаркие страны. Там у него на базареукрали бумажник с деньгами и картами. К счастью, не все карты были вбумажнике. В корочке паспорта завалялась рублевая Виза-Электрон.Воспользовавшись Телебанком, клиент оперативно обнулил остатки наукраденных картах (перевел средства на текущие счета) и пополнилВизу-Электрон, после чего снял деньги в банкомате и в дальнейшемиспользовал эту карту для оплаты покупок. Конечно, же клиент не забылсообщить о краже карт в банк.

Александр ЕРМОШИН, заместитель директора брокерской компании "NetTrader.ru":

-Знакомый в Ситибанке взял кредит, но забыл, что досрочное погашениевозможно только через 3 месяца после его выдачи. И положил на счет вбанке необходимую сумму к погашению кредита уже через 2 месяца. Чтобыденьги не лежали без дела в течение 1 месяца, он с помощью системыСити-Онлайн перевел их на счет в нашу брокерскую компанию, купил акцииСургутнефтегаза и выгодно их продал за несколько дней до погашениякредита, заработав неплохую прибыль. Если бы не сегодняшние возможностиИнтернет-банкинга и Интернет-трейдинга, его деньги просто бы лежали насчете до востребования.

Пример расчета комиссии за проведение ежемесячных платежей

Вид платежа

Сумма платежа, руб.

Альфа банк Экспресс

Автобанк

Ситибанк

Гута-банк

Интернет. РОЛ.

600

50

30

10

0

Мобильная связь. МТС.

500

50

30

0

0

Мосэнерго

300

50

0

10

0

МГТС

140

0

0

0

5

ЖКУ (Единый расчетный центр)

1000

0

0

10

5

Итого комиссия за месяц, руб.:

150

60

30

10


Интернет банкинг российских банков - новый справочник от Клерк.Ру
Детальный анализ услуги Internet Banking (Интернет Банкинг) в каждом крупном Банке, позволяющий пользователям, еще не подключившимся к услуге - сделать выбор Банка, а подключившимся пользователям - помочь в использовании услуги.

Материал предоставлен: Клерк.РУ

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru